На заметку родителям пятиклассников

Самый дружный 4"А"

Уважаемые родители,

Ваши дети успешно перешли из младшей школы в среднее звено, теперь Ваших детей будут называть не младшими школьниками, а младшими подростками. Пятиклассник впервые сталкивается с множеством трудностей, и во многом от педагогов и родителей, зависит насколько быстро и успешно ребенок преодолеет эти трудности.

Для начала давайте охарактеризуем пятиклассника — какой он? Опишем психологический портрет ученика 5-го класса. Обратим внимание на возрастные изменения, характерные учащимся 5-х классов:

  1. Появляется чувство взрослости.Ребенок стремиться утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля. Также постепенно происходит замена влияния семьи над влиянием сверстников.
  2. Начинается физиологическая перестройка организма(у большинства). Ребенок может стать импульсивным, с частой и порой необъяснимой сменой настроения, упрямым, агрессивным. Часто обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками. У ребенка возрастает потребность в постоянной поддержке и принятии.
  3. Психологические изменения:
  • развивается теоретическое мышление, логическая память;
  • умственная активность велика, но способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.

Также имеют место быть внешние изменения, а именно:

  • новые учителя;
  • новые учебные предметы;
  • новые требования и нормы поведения.

Какие могут быть изменения в психике ребенка:

  • возрастает тревожность
  • снижается работоспособность
  • повышается робость или напротив «развязность»
  • проявляется неорганизованность и забывчивость
  • иногда нарушается сон и аппетит.

Такие отклонения характерны для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

Помощь родителей в период адаптации

Две главные задачи, которые должны разрешиться в период адаптации ученика 5 класса — это научится организовывать свой труд и общаться со сверстниками.

Разберем первую задачу – научить трудиться. 

Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции.  Как заинтересовать ребенка предметом? Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную  литературу, запишите ребенка в секцию. Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее ему будет заниматься. Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеучебные. Никогда не обсуждайте с ребёнком учителей, необходимо формировать положительное отношение к школе.

Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается, не делайте его за него, а делайте  вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно.

Важно: отметки в дневнике – результат за работу. Обязательно внушайте детям, что «2» можно исправить, задание выучить. Для этого —  сесть вместе с ребёнком, взять учебник, почитать правила, проговорить вслух, повторить формулы, составить конспект. И так, каждый день, пока эти правила работы с учебным материалом не войдут в привычку. Необходимо учить работать над уроками сейчас, иначе к 8 классу материал будет запущен, и не будет сформирована привычка к систематическим занятиям.

Как помочь решить вторую задачу – научить общаться?

Успешное общение с одноклассниками во многом зависит от самооценки ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что к нему относятся враждебно. Важнейшее условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, не смотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.  Недопустимо запугивание, критика ребенка в  присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Обязательное познакомьтесь с его одноклассниками и организуйте общение ребят после школы.

Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость,  что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.

Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Надеемся, эти советы помогут Вам и Вашему ребенку на трудном этапе взросления и помогут быстрой адаптации к новой среде!александр лобановский игоревич харьков